Сергей Горбачев, генеральный директор агентства стратегических событий «Подъёжики»
Сергей Горбачев, генеральный директор агентства стратегических событий «Подъёжики»
В девять-десять утра.
Около 15 лет.
А какая вам рука больше нравится: правая или левая? :) Мне лично нравятся обе. И работать я люблю и с мужчинами, и с женщинами. Зависит от типа задач. У каждого есть свои плюсы и свои минусы. Женщины более дисциплинированные, выносливые, терпеливые. Мужчины более творческие, взрывные, они двигатели чего-то нового.
Отношения длятся с людьми. Мне больше нравится слово «партнёры». Есть люди, с которыми мы сотрудничаем давно. И даже если делаем перерывы в общении в силу разных обстоятельств, телефоны в записной книжке всегда сохраняются, как и возможность в любой момент по ним позвонить.
К конкурентам я отношусь с уважением. Более того, со многими из них я очень люблю проводить время.
Я остановлюсь, достану палку и поеду дальше.
Та профессия, где нужно что-то создавать.
Умение держать своё слово, великодушие, готовность постоянно идти в новое и неизвестное.
Я занимаюсь цигуном, это круто меня расслабляет.
Раз пятьдесят.
Я не пью.
Моя карьера началась с работы в режиссёрско-постановочной группе. Мы делали самые первые концерты в Кремле, «Золотые граммофоны». Именно там я получил первое соприкосновение с профессией. Потом я оказался в коммуникационном агентстве SPN Granat. Пришёл туда менеджером, достаточно быстро продвинулся и стал руководителем event-отдела. Чуть позже SPN превратился в SPN Ogilvy, и я стал руководителем event-департамента. Проработал там пять или шесть лет и создал свой собственный проект — агентство Event Alliance. Мы хорошо развивались, в том числе конкурировали с «Подъёжиками», но в какой-то момент разошлись с моим партнёром во взглядах. Я выбрал себе новое партнёрство и, собственно, пришёл в «Подъёжики».
Важная особенность нашей профессии — в неё может войти кто угодно, как угодно и когда угодно. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Event-бизнес достаточно легко начать без серьёзных финансовых вложений.
Мы и сейчас достаточно часто берём на работу ребят, у которых нет большого релевантного опыта, но есть горящие глаза, здравый смысл, выносливость и терпение. Со временем к ним приходит и опыт. В нашей организации человек достаточно быстро может понять, что такое проект и как с ним обращаться.
Я сделал всё, что было в моих силах, чтобы никого с самого начала специально не увольнять. Я хотел совершить не революцию, а эволюцию. Около 80% сотрудников остались. Конечно, подход друг к другу было найти не так просто, это заняло время. Но я считаю, что нам это удалось.
Во-первых, терпение. Нужно дать себе и людям время привыкнуть друг к другу, сработаться.
Во-вторых, умение слушать и слышать. В том числе и критику в свой адрес. Делать правильные выводы, работать над собой, быть гибким.
«Команда мечты» — это статика. Я считаю, что у нас одна из самых лучших и профессиональных event-команд, она постоянно находится в изменении. Я искренне убежден, что текучка в event-агентствах выше, чем в других отраслях. И это нормально. Всё-таки это очень стрессовая профессия, к ней предъявляются высокие требования. У нас есть основной костяк — да. Мы всегда развиваемся и самосовершенствуемся — да. Я считаю, что это качества команды мечты.
У нас есть обратная связь — очень эффективный и классный инструмент. Это одна из основных механик, которую мы используем и в отношениях с клиентами, и в отношениях друг с другом. Например, у нас сейчас проходит ежегодная оценка персонала, процедура многосторонняя. Она даёт возможности для обратной связи. Получаем результаты, делаем выводы, становимся лучше. И меня в том числе оценивают мои сотрудники.
Мне важно, чтобы люди держали своё слово. Не надо иметь дело с теми, кто тебе что-то обещает, а потом эти обещания не выполняет. В моём понимании люди делятся на две категории: которые следуют своему слову и которые не следуют. Стараюсь работать с первыми.
Понятно, что ситуации бывают разные, я не идеализирую. Но если есть какие-то накладки или неожиданные проблемы, всегда можно позвонить и предупредить. Главное — помнить, что ты обещал и что тебя ждут.
Я давно на рынке. Я не верю в идеальных партнёров, все совершают ошибки, и это нормально. Поэтому ещё одно важное качество, как я говорил выше, — умение работать с обратной связью, в том числе и негативной. Выделяю две реакции партнёров на претензии. Есть те, которые защищаются и говорят: «Я не виноват, виноваты обстоятельства» или просто «Пошёл ты», — с ними иметь дело нельзя. А есть те, кто старается слушать и слышать, несмотря на то что им это неприятно, и потом работать над ошибками.
Да, конечно, считаю это абсолютно нормальной практикой. Ведь мы договариваемся с нашими партнёрами об определённых услугах за определённые деньги. Если услуги выполнены ненадлежащим образом, в ненадлежащем качестве, то с какой стати мы должны платить оговоренную сумму? Но мы это делаем далеко не всегда. Если подрядчик внимательно и профессионально относится к своей работе и к нам, заранее предупреждает о возникшей ситуации и старается решить проблему, даже если у него это не выйдет, мы не будем включать систему штрафов. Конечно, при условии, если клиент не накладывает санкции на нашу работу из-за ошибки подрядчика.
В моём понимании нормальных подрядчиков не надо штрафовать, они сами предлагают компенсацию за свои промахи. Нормальные подрядчики сами чувствуют свою ответственность. Мы себя точно так же ведём со своими клиентами.
Мы периодически отказываемся от тендеров, если какие-либо основные моменты, например сроки или бюджеты, нам не подходят.
От самих клиентов отказываемся крайне редко. Безусловно, у всего есть границы. Мы абсолютно клиентоориентированы, но, например, если клиент сильно выходит за рамки деловой этики, мы можем рассмотреть возможность расстаться по нашей инициативе.
В чём-то да, в чём-то нет. Грамотный — да, успешный — да. Но это же всё относительно, смотря с кем себя сравнивать. Тяжело быть горой среди гор, легко быть горой в пустыне. Вдохновляясь опытом других руководителей, я расту, учусь. Для меня важно быть в движении и развитии.
Меня удивляют люди, которые говорят, что у них не было неудач. Важно понимать, что такое неудачный проект. В глазах клиента мероприятие может выглядеть идеально, а мы можем найти в нём огромное количество своих ошибок — это неудачный проект. У нас было много неудачных проектов, честно. И с внешней, и с внутренней точки зрения. От этого никуда не деться. Вопрос в том, что ты с этим делаешь. Повторюсь — нужно работать над собой, над своими ошибками. Мы, например, каждый вторник устраиваем общую планёрку, на которой всё агентство делится результатами своей работы.
Мероприятия — это уникальная вещь. Любое событие происходит один раз здесь и сейчас. Оно никогда не повторится. Нужно быть готовым к форс-мажорам. В event’е нет чёрного и белого, это всегда многообразие красок!
Для event-индустрии это одна из главных проблем. Лично у меня такое случается крайне редко. Последние шесть лет я занимаюсь цигуном, и это здорово помогает мне управлять своей энергией и расслаблением. Когда я понимаю, что начинаю уставать и силы на исходе, я торможу, беру паузу. Раньше я часто «выгорал», но научился справляться с этой проблемой, время лечит.
Смысл продвигать бренд есть всегда, главный вопрос — как. Мы продолжаем заниматься продвижением, в разумных пределах. Например, проводим бизнес-завтраки два-четыре раза в год, где собираем старых и новых клиентов, рассказываем о трендах, перспективах, новинках и проблемах индустрии. У нас есть два замечательных открытых проекта, где мы являемся организаторами: People Reforum Winning the Hearts и «Российский бизнес-форум „Атланты“». Здесь мы активно развиваем отношения с нашими текущими и потенциальными клиентами. Безусловно, используем социальные сети, выступаем на отраслевых форумах, принимаем участие в профессиональных премиях.
Мы пашем — это основное! :) Безусловно, следим за трендами и новинками, участвуем в профессиональных конференциях, знакомимся с новыми партнёрами, клиентами, подрядчиками. Но главное — мы пашем.
Знаете, я каждую неделю пишу письмо всему агентству с каким-то призывом и прикладываю к нему ссылку на видео иностранных event-агентств. Для вдохновения и изучения. Мои выводы таковы: за границей много реально хороших проектов, но мы вовсе не хуже, я не вижу в их работе ничего принципиально нового. В чём-то круче мы, в чём-то — они.
Что касается трендов. Мероприятия в России становятся умнее, основной тренд — это смысл. И это именно то, что делаем мы, — мы наполняем события смыслом. Также развивается сфера технического оснащения: новые приборы, синтез свежих технологий. Создаются новые профессиональные сообщества; безусловно, уже настала эпоха интегрированных коммуникаций.
Женщины играют огромную роль в моей жизни. У меня есть любимая жена, дочь, мама. Около 80% моих сотрудников — женщины.
Если в жизни мужчины нет женщины, то и нет смысла, нет двигателя. Именно прекрасный пол вдохновляет мужчин, и меня в частности, на победы. Если рядом нет любимых женщин, то очень часто сталкиваешься с вопросом: а зачем вообще всё это надо? :)
Фотограф: Катерина Кубатина
Площадка: CITY GOLF