Руслан Кутлыев: «Online-театр – это будущее, которое уже наступило»

  • Руслан Кутлыев, режиссер, проект The-a-Ter


Около года назад Руслан Кутлыев, режиссер, актер и театральный педагог, который любит эксперименты, придумал и вместе с коллегами и партнерами реализовал проект The-a-Ter. Оказалось, что идея online-театра появилась вовремя: 2020-й стал во всех отношениях сложным годом, повлиявшим на саму технологию человеческого взаимодействия. В тот момент, когда, казалось бы, мы вынужденно ушли от реального, непосредственного общения, этот необычный театральный проект предложил способ выстроить здесь и сейчас живую и трепетную нить коммуникации человека с человеком.

 

- Руслан, создание online-театра – это осознанный шаг или он появился, как говорится, по воле случая? Что этот проект лично для вас?

 

- Скажу совершенно искренне – это настолько живой, развивающийся, творческий проект, что осмыслить его до конца, найти ответы на все вопросы еще очень сложно. И в этом его большой плюс - когда точно до конца не знаешь, как нужно делать, ты каким-то чудом делаешь это правильно. Когда я имею полное представление о том, что я делаю, мне будет неинтересно, потому что именно внутри я уже все понял и пережил – придумал, поставил, сыграл, услышал аплодисменты…

 

Для меня важно именно предчувствие, ощущение, что там, впереди, что-то должно случиться. Именно поэтому на репетициях спектакль зачастую рождается здесь и сейчас – придумывать его заранее просто неинтересно. Важна живая жизнь, живые эмоции. И объяснить происходящее, как-то его назвать, дать ему имя сложно, да и не нужно. Гораздо важнее и значительнее то, что внутри и что объяснить словами просто невозможно.

 

 

- То есть жажда эксперимента у вас в крови?

 

- Безусловно! Как у любого режиссера. Я экспериментатор по своей природе. Например, я уважаю и принимаю систему Станиславского, а гений Станиславского - в его искренности. Он мир не обманул. Он придумал свою театральную систему – одну из многих. И вот мне нравится внутренне спорить с великим мастером, я пытаюсь опровергнуть его, похулиганить, хотя я все равно возвращаюсь к нему, потому что то, что он написал, истинно. Это работает.

 

Источник online-театра – в этом постоянном стремлении поспорить со Станиславским, одновременно доказывая истинность его системы. И, конечно, пандемия 2020 года помогла оформить эту идею, дать ей плоть и кровь. Весной, когда закрывались театры и концертные залы, никто и предположить не мог, что все так затянется, что будет так серьезно и надолго. За это время я успел создать уже 15 online-спектаклей. Сделать такое же число спектаклей offline было бы просто невозможно. Поистине - технологии творят чудеса, экономят время и сближают нас вне зависимости от расстояний и обстоятельств.

 

- Вы ставите спектакли с участием профессиональных актёров и людей совершенно разных профессий, далеких от театра. Есть разница в работе с одними и с другими?

 

- С кем бы мне ни приходилось работать – с профессиональными актерами на сцене театра или перед экраном в online-постановке, с непрофессиональными актерами, даже не любителями – я говорю одни и те же слова: «Я сейчас стучусь в твое сердце. Безусловно, это не очень приятно. Но если ты не откроешь, все остальное бессмысленно, потому что мы собрались, чтобы что-то изменить и чтобы измениться самим».

 

- То есть от непрофессионалов, с которыми вы ставите спектакли, вы добиваетесь того же, чего и от профессионалов?

 

- Именно так. Разницы никакой нет. Если здесь и сейчас нужно плакать, мы будем плакать. Иначе ни на шаг не продвинемся.

 

Что я для этого делаю? Открываю свое сердце. Иду навстречу. Я на своем примере учу их не бояться показаться глупым и смешным, непонятым, некрасивым. Перед камерой я начинаю импровизировать, перевоплощаться в тех персонажей, которых предстоит сыграть им. И я вижу, как люди этим заражаются. Они верят в искренность, принимают ее и раскрываются сами.

 

- Получается, что нет разницы между спектаклем online и offline?

 

- Она есть. Опыт постановок этого года показал, что online-спектакли должны быть еще точнее, потому что здесь ты, как на ладони: малейшее изменение выражения лица, мельчайшие оттенки настроения – все видно, считывается, трактуется. В традиционном театре есть свет, звук, спецэффекты, огромный зал, декорации, костюмы и бутафория. За все это актер может спрятаться. А в постановке online это не работает. Здесь очень быстро пропадает дистанция, возникает полное ощущение личного разговора друг напротив друга. И для зрителя это тоже очень важно. Неслучайно один из самых важных пунктов нашего проекта – именно обратная связь, обязательное обсуждение online-постановки со всеми ее участниками и зрителями. Мы обсуждаем тему, спектакль, персонажей, их поступки. И те откровения, которые я услышал во время обсуждения самого первого спектакля, вдохновили меня и продолжают вдохновлять. Именно они говорят мне о том, что это – тот же самый театр, просто у него свой формат. И он имеет право на существование. Более того – он эмоционально сильнее, искреннее, откровеннее. Поверьте, это захватывает.

 

Так возникает простая, элементарная магия. Настоящее чудо. Сложно поверить, но это происходит. Казалось бы – играют непрофессиональные актеры, но их искренность компенсирует всё. Люди действуют интуитивно, и это подкупает. Думаю, большое значение имеет и то, что каждый их участников находится в зоне комфорта – он дома, в привычной обстановке. Поверьте, это очень важно. А эффект такой, что уже на первой репетиции, на первой читке человек раскрывается и говорит от сердца. Я особенно люблю такие моменты.

 

- Словно в таком формате постановки мы видим друг друга вблизи, можем рассмотреть, услышать, понять…

 

- Именно так! Как ни странно, именно перед экраном мы по-настоящему встречаемся.

 

Главное – желание экспериментировать, пробовать новое, узнавать себя и других.

 

Да, мы знаем, что самое ценное – это живое человеческое общение. И ко всему дистанционному, цифровому относимся порой скептически. При этом не отдаем себе отчет в том, что живое общение уже давно уступило место соцсетям, мессенджерам, видеосвязи и так далее. Наш проект использует современные способы коммуникации и наполняет их новым смыслом, ценностью, качеством.

 

- Наверное, online-постановка для частных и корпоративных заказчиков – это решение совершенно разных задач?

 

- Нет, никаких отличий нет. И там, и там – люди, и я обращаюсь к их сердцам. Порой я смотрю на то, как играет, как проявляет себя тот или иной участник и думаю: «Эх, какой актер мог бы получиться!».

 

Безусловно, театр online – это хорошая проработка многих навыков. Тех, за которые люди готовы специально платить на курсах и тренингах. Навык выступления на публике и общения с людьми, умение не бояться слова и камеры, смелось и вера в себя, способность действовать в новых обстоятельствах – все это и многое другое мы отрабатывает во время репетиций и самого спектакля.

 

Online-театр – это минимализм постановки. На передний план выходит человек, его лицо и эмоции. От этого и возникает, скажем так, терапевтический эффект. Хоть это и не главная функция. Мы прорабатываем малейшие детали, оттенки интонации, каждый жест, каждое взаимодействие. В этом отношение минимализм условий дает бездну возможностей для эксперимента и креатива. Поэтому этот опыт многое дает всем участникам: мне как режиссеру, профессиональным актерам и непрофессионалам, зрителям. У каждого в этом отношении свой путь, своя личная история.

 

Добавлю, что наш online-театр можно назвать мечтой зрителя. Судите сами: ему максимально комфортно, он смотрит или просто слушает, он не зависит от чужой реакции, он не обязан хлопать, когда хлопает весь зал… И самим актерам, которые не видят и не слышат зрителя, работать легче. В этом отношении online-театр обладает большим преимуществом. Актер не зависит от реакции зала, от затянувшихся аплодисментов, от напряженного молчания. У нас есть та самая «четвертая стена», о которой говорил Станиславский.

 

- За online-театром - будущее? Он может стать новым направлением в искусстве?

 

- Это будущее, которое уже наступило, это уже реальность, часть нашей жизни. Замечательно, что есть площадка ZOOM, которая предназначена совершенно для других целей, но прекрасно решает театральные творческие задачи. Она позволяет поставить и показать полноценный часовой спектакль - законченный цельный продукт.

Так что online-театр не будущее, это уже настоящее, просто мы пока не очень в него верим. А стоит поверить. И стоит попробовать.

Поделиться