Дарья Саламатова, директор Конгресс-центра ЦМТ
Дарья Саламатова, директор Конгресс-центра ЦМТ
Влияние цвета на психологию и эмоциональное состояние человека - тема, которую изучали множество творцов: от Гёте с его работой «К теории цвета» до Кандинского и других великих художников.
Сегодня выбор цветового решения - один из ключевых вопросов при разработке брендинга и логотипов в частности.
Ключевой цвет бренда находит свое отражение на офлайн мероприятиях: в застройке, в мерче, а иногда даже в дресс-коде. При этом в последнее время бренды чаще стали творчески подходить к выбору цветовых решений и иногда смещают акценты в палитре цветов фирменного стиля компании, например, используя градиент.
В результате событие в одном и том же помещении может выглядеть совершенно по-разному и вызывать разные эмоции у участников за счет освещения и выбора основного цвета. Какие форматы мероприятий можно проводить в красных оттенках, а какие не стоит; в каких залах синий цвет будет уместен, а в каких испортит настрой гостей - в материале Дарьи Саламатовой, директора Конгресс-центра ЦМТ.
Синий цвет у многих вызывает ощущение стабильности, уверенности и при этом устремленности в будущее. Поэтому различные оттенки синего часто используют технологические компании или государственные структуры в своей айдентике. Организаторы многих мероприятий, связанных с IT, финансовым сектором или современными технологиями, выбирают именно такое цветовое решение. Например, инвестиционный форум ВТБ «РОССИЯ ЗОВЕТ!» или Первый Евразийский Конгресс, которые проходили на площадке Конгресс-центра ЦМТ.
Зеленый занимает особое место в цветовой палитре, поскольку находится между группами холодных и теплых цветов. Зеленый также один из базовых цветов, который широко распространен в природе. В ассоциативном ряду зеленый — цвет жизни. Поэтому зеленый цвет, особенно его светлые оттенки, часто используют в интерьере: с точки зрения психологии он считается более спокойным цветом, комфортным для длительного нахождения.
Один из последних трендов в дизайне - активное использование градиента (плавного перехода от одного цвета к другому). Несколько лет назад подобные решения наблюдались в дизайнерской одежде, потом “перекочевали” в диджитал и рекламную отрасль.
На фото выше - международная конференция по искусственному интеллекту AI Journey в 2022 году. Сбер - организатор конференции, и закономерно, что зеленый цвет стал одним из ключевых в оформлении. При этом был использован не чистый зеленый цвет, который мы все помним по брендингу и логотипу банка, а его градиент, что сделало визуальное решение интересным и современным. Стоит отметить, что в 2023 году Сбер усилил градиент, который переходил практически в фиолетовый цвет.
В целом, компании сферы IT/инноваций/будущего уже активно используют градиентные цвета, и можно констатировать, что градиент - тренд последнего времени.
Другой пример, инициатором которого выступили мы сами. При ребрендинге Конгресс-центра ЦМТ нами было разработано две версии логотипов - классический и градиентный, созданный специально для использования в диджитал пространстве.
Среди психологов в зависимости от воздействия на человека цвета разделяются на две категории: активные и пассивные.
Активные цвета, например, красный, способствуют повышению мыслительной активности человека и подходят для таких форматов мероприятий, где нужно раскрыть творческий потенциал или совместно прийти к решению бизнес-задачи. Например, различные мастер-классы или мозговые штурмы. Или церемонии награждения и другие мероприятия с повышенным эмоциональным вовлечением и напряжением, связанным с ожиданием оглашения результатов.
Среди примеров мероприятий, прошедших в стенах Конгресс-центра ЦМТ и выбравших такое цветовое решение, кинопремия Ассоциации продюсеров кино и телевидения и конференция по перманентному макияжу.
Однако, находясь в таком помещении, человек устает, и активизация мозга, вызванная ярким цветом, не может продолжаться долго. В противном случае появляется психологическое раздражение, а следствие этого — излишняя эмоциональность и пониженная способность решать задачи системно и конструктивно. Поэтому для стратегических сессий, которые зачастую продолжительны по времени, подобный выбор цвета не подходит.
Лучшая иллюстрация того, что красный и другие яркие цвета являются активными — это наше неоднозначное к ним отношение. Они пробуждают в нас много эмоций, поэтому мы в равной степени связываем их как с положительными, так и с отрицательными явлениями. Например, красное сердце — символ любви, но в то же время красным изображают и эмоцию гнева.
Оранжевый или розовый цвет также являются активными цветами, но менее агрессивными и менее тревожными. Они часто используются в различных креативных индустриях, например, бьюти-сегменте и там, где основную целевую аудиторию составляют женщины.
Кстати, именно нежно-розовый цвет (Peach Fuzz) институт цвета Pantone объявил главным в наступившем 2024 году.
Розовый цвет, кроме того, имеет определенные ассоциации с юным возрастом. Поэтому если целевая аудитория вашего мероприятия не относится уже к молодежи, то выбор ярко розовых оттенков может быть воспринят как излишняя легкомысленность и наивность (вспомните цветовые решения в Барбиленде из недавнего фильма).
Черный цвет традиционно ассоциируется с чем-то таинственным и полным загадок. Поэтому он часто используется в шоу, когда с точки зрения режиссуры и эмоций требуется вызвать ожидание и предвкушение у зрителей перед ключевым моментом программы, например, появлением артиста.
Черный цвет активно используется в мероприятиях брендов, которые стремятся подчеркнуть свою статусность, роскошь и влиятельность. Именно поэтому его часто можно видеть на презентациях автомобилей премиум-класса или показах мод.
Другие цвета менее активно используются в брендинге и, соответственно, в качестве ключевых на мероприятиях.
Например, белый цвет, несмотря на кажущуюся простоту, является неоднозначным с точки зрения восприятия человека. Широко известно, что белый цвет в интерьере используют чтобы создать ощущение расширения пространства, а в психологии — чтобы подчеркнуть чистоту и свежесть того или иного объекта.
Однако длительное пребывание в абсолютно белом помещении также является некомфортным для человека. Это может быть связано как с ассоциативным рядом (белый цвет в больницах создает ощущение стерильности, но не комфорта), так и с эффектом «цветового голода», поскольку глаз человека привык к наличию в природе большого количества цветов.
Выбирая ключевой цвет, следует не забывать о нюансах освещения. Швейцарский художник и теоретик искусства Иоханесс Иттен, который получил известность как автор концепции и круга по правильному сочетанию цветов, рассказывал об одном эксперименте: на ужин были приглашены гости, и когда они сели за накрытый стол, то хозяин периодически начал менять освещение. При синем освещении стола все блюда стали выглядеть холодными и гости теряли аппетит, при красном цвете выгодно смотрелись блюда из мяса, но некоторые овощи стали выглядеть черными и неаппетитными. Самым оптимальным оказался нейтральный белый свет.
Нюансы освещения следует учитывать не только в кейтеринге, но и в деловой программе. Например, для сцены правильным выбором также станет использование рассеянного белого, чтобы по результатам получился качественный фотоконтент, а спикерам было удобно работать
При выборе площадки обращайте внимание на ее технические возможности по освещению и трансформации. К примеру, Конгресс-центр ЦМТ - универсальное пространство, где организаторы могут реализовать идеи по застройке, цветовым и световым решениям и подобрать любой необходимый цвет под свой формат и брендинг.