«Многие стараются обратить внимание сотрудника на косвенные условия, но полностью забывают об основном — каждодневной работе»

  • Алёна Кривенко, лидер команды «ВкусВилла» по работе с талантами

 

1 июня InterComm при поддержке коммуникационного агентства MediaLine провёл очередную встречу InterComm Club. На этот раз в качестве площадки была выбрана «Корпоративная академия Росатома». Около сотни сотрудников ведущих российских компаний, которые занимаются внутренними коммуникациями, вместе с представителями «Росатома», «РЖД-технологий», «ВкусВилла» и QIWI обсудили управленческий тренд последних нескольких лет — человекоцентричность: станет ли компания менее эффективна и конкурентоспособна, если не будет заботиться о каждом сотруднике?

 

Лидер команды «ВкусВилла» по работе с талантами Алёна Кривенко рассказала про человекоцентричность в их компании.

 

— Сейчас все говорят про принцип «человекоцентричности». Считается, что если не заботиться о каждом сотруднике в компании, то сама компания будет менее эффективна и в итоге проиграет конкуренцию на рынке. Вы с этим согласны? Объясните свою позицию развернуто, пожалуйста — почему «да» или почему «нет».

 

— Мне кажется, что многие компании подменяют понятия, говоря о человекоцентричности, потому что пока ещё сами не разобрались окончательно с этим явлением.

 

Многие рассказывают, что дают сотрудникам дополнительный отпуск, отправляют в дома отдыха, выделяют деньги на фитнес, делают комфортными офисы или помогают в обустройстве рабочего места дома — они будто стараются обратить внимание сотрудника на косвенные условия. При этом полностью забывают об основном — каждодневной работе.

 

Человек работает восемь часов (в лучшем случае), и из этого складывается его жизнь, эмоции и здоровье, отношения. В классических структурах (99%) на эти восемь часов человек, по сути, перестаёт быть свободным. Есть руководство, которое спускает план сверху, говорит, что делать, как делать, контролирует процесс, оценивает результаты, принимает решения по финансовой мотивации за человека. Сложно представить, что на протяжении этих восьми часов компания является человекоцентричной.

 

И то, что компания может работать на сотрудника, это, конечно, иллюзия. В реальности она так со временем рискует потерять клиентов.

 

В нашем понимании человек становится человеком, когда он не только дома, но и на работе принимает решения самостоятельно. На практике это выглядит так, что сотрудник работает не на начальника, а на клиента, знает своего клиента (внутреннего или внешнего) и ищет его ценности. Начальник, конечно, никакой не клиент, будьте бдительны. Сотрудник сам разрабатывает план, принимает решения, как ему лучше достичь результата, после оценки от клиента самостоятельно анализирует, что нужно сделать по-другому. Финансовая мотивация напрямую зависит от количества выполненной работы, ничем не ограничена сверху, и начальник никак не влияет на величину мотивации.

 

Простая аналогия — компьютерные RPG (ролевые) игры. В игре человек сам полностью выполняет круг задач: решает, что делать, делает, видит результат, анализирует, что лучше, получает эндорфиновый ответ и продолжает.

 

Поэтому истинная человекоцентричность не в побочных плюсах, а в самом подходе к тому, как работает человек, в построении такой системы управления, при которой сотрудник самостоятелен в решениях и видит результат своей деятельности.

 

— А что в вашей компании означает этот принцип? Только без рекламы. Как это выглядит на практике? Можете привести конкретные кейсы? Как вы трансформируется свое взаимодействие с сотрудниками и, главное — как это сказывается на бизнесе?

 

— Во «ВкусВилле» каждая команда знает своего клиента и имеет все полномочия принимать решения для обеспечения клиенту его ценности.

 

Например, команда платёжного пути обеспечивает скорость, безопасность и способы проведения платежа для клиента. У команды есть полномочия менять поставщиков оборудования, заключать соглашения с банками, перерабатывать приложение, осуществлять платежи контрагентам так. Мотивация зависит от количества проведённых операций и расходов на осуществление операции.

 

Или, например, отдел развития — они сами ставят планы по открытию магазинов, ищут площади и открывают. Ничего ни с кем не согласовывают, но оценивают фактический результат и получают мотивацию при успешности магазина. То есть только клиент оценивает, насколько хорошо они справились.

 

Проектные команды «МикроМаркеты», «Вендинги», «Дарккитчены» сделаны самими сотрудниками без участия начальников и топ-менеджмента. Рядовые сотрудники, которым дали все полномочия, запустили классные проекты, которые нужны нашим клиентам.

 

Польза для бизнеса проявляется в первую очередь в ускорении всех процессов, постоянных изменениях и быстрой адаптации под клиента, сокращении расходов на управленческий персонал.

 

— Давайте пофантазируем о будущем. Как будет развиваться человекоцентричность в перспективе ближайшего десятилетия? что будет дальше, к чему мы движемся? Скажем, можем ли мы представить, что через, 20 лет компании будут заботиться о рыбках в аквариуме своего сотрудника, чтобы качественно производить атомные реакторы?

 

— В будущем, надеюсь, компании сосредоточатся на основной работе человека, позволят ему там чувствовать себя свободно и получать удовольствие, а не приходить на работу, как на каторгу. Надеюсь, что появится много компаний, которые перестанут конкурировать, плавая в алом океане, и меряться маркетинговыми бюджетами, а в первую очередь будут работать на клиента.

Поделиться