Наталья Костенок, руководитель отдела по связям с общественностью ММС Рус
Наталья Костенок, руководитель отдела по связям с общественностью ММС Рус
Это были замечательные 7 лет, которые не прошли даром, но в какой-то момент ты понимаешь, что пора двигаться дальше. Идея пообщаться с будущими коллегами возникла действительно благодаря нетворкингу, но потом все совпало, и место, и время, и бренд, так что решение с обеих сторон было принято буквально за три дня.
Пожалуй, это навсегда останется одним из моих любимейших проектов, которым я могу гордиться. Сказать, что было сложно - ничего не сказать… Но у нас была отличная команда, которая работала 24/7. Я думаю, мы все очень выросли после этого проекта, осознав, что нет ничего невозможного при наличии должной мотивации. А мотивация у нас была… Мы, правда, все очень верили в то, что мы делали, старались, чтобы наши марки, ФГР в целом, были представлены на высшем уровне. И нам это удалось!
Любимым проект стал не в последнюю очередь благодаря тому, что меня всегда интересовал спортивный маркетинг. Да и какая девочка откажется от работы с Олимпийскими чемпионами и их звездными тренерами?! Я до сих общаюсь с некоторыми атлетами, агентами, спортивными журналистами.
Но запомнился мне больше всего Сочи-2014 не бессонными ночами и фотосессиями, а работой во время Паралимпиады. Помимо мероприятий для СМИ и руководства, мне выпала честь организовать визит и сопровождать амбассадора бренда, десятикратного победителя Паралимпийских Игр из Германии. Общение с этим человеком, который оказавшись парализованным не отказался от жизни, возможно, самый бесценный жизненный опыт, который до сих пор меня вдохновляет.
Сотрудничество стартовало еще до Олимпийских Игр, и в нем изначально участвовало сразу две немецкие марки. Но очень быстро стало понятно, что в отрыве от контекста Олимпиады, с точки зрения продуктовой интеграции, данный вид спорта более эффективен для марки Volkswagen Коммерческие автомобили. Минивены идеально вписались в тренировочный процесс сборной, оказывая реальную помощь команде. В моем понимании спонсорство эффективно при соблюдении как минимум двух важных параметров: 1) продолжительность и 2) продуктовая интеграция.
Если вы решили «поиграть» в спонсорство на один раз, не тратьте свои бюджеты и время.
Это долгосрочная история, требующая минимум 3х лет. Точно так же как одного титульного присутствия недостаточно, впрочем, тут важна категория, для авто это важно, без этого вы не сможете обеспечить «Storytelling».
Конечно есть и нелюбимые, но пусть эти партнеры об этом никогда не узнают. Неудачи тоже были, и, как правило, виной тому банальная нехватка времени на рассмотрение проекта и его подготовку. Как только это становится «конвейером», и ты выдаешь мероприятия одно за другим, качество неизбежно снижается. Хотя мне кажется, что это мало кто замечает со стороны, просто ты сам перестаешь получать удовольствие от того, что делаешь.
Есть, но не от агентства. На самом деле это так часто происходит, что благодаря моим предыдущим проектам, на меня выходят интересные люди, которые, возможно, и не рассчитывали на быстрый положительный ответ, но волею судеб предлагают именно то, что мне в данный момент интересно, при этом в нужном месте и в нужное время. Так в конце прошлого года ко мне обратились организаторы фестиваля Rosa Run и я практически сразу поняла что это идеальное мероприятие для поддержки выхода на рынок нашей новой модели Eclipse Cross. Интуиция (или скорее опыт) меня не обманула, все прошло отлично, и в 2019 году мы собираемся продолжить наше сотрудничество.
Скорее соглашусь, но маркетинг он разный. Например, я считаю нецелесообразным отказываться от услуг агентства по медиазакупкам, точно так же как от BTL-агентства. Так как в первом случае, это минус сотни подрядчиков и договоров, плюс объемные скидки. Во втором, это экономия. Так как содержать штат “битиэльщиков” не выгодно, если вы не устраиваете мероприятия через день. А вот от креативного и от PR-агентств можно себе позволить отказаться вполне безболезненно. Цепочка становится короче, процесс идет быстрее. И да, никто так не понимает и не чувствует задачи бренда, как менеджер работающий в компании!
Мы мыслим масштабнее. У нас нет задачи сделать проект для «каннских львов», у нас одна задача — продать больше автомобилей. Ни один бриф не даст агентству полную реальную картину, именно поэтому так важно слушать, а главное слышать клиента.
Задавать правильные вопросы. Например, что можно менять, а что является «священной коровой» и трогать это нельзя ни в коем случае. Еще лучше (если уж «львы» не дают покоя) делать два варианта предложения, «агентский» и «клиентский». Истина где-то между.
Меня часто об этом спрашивают и кажется не верят, когда я говорю, что у меня не было «переходного периода». Японские компании тоже разные, вот мне повезло, у нас менеджмент с международным опытом, поэтому большой разницы не ощущается. Тем не менее, есть некоторые особенности. Например, более уважительное отношение к иерархии в коллективе. Слово начальника – закон.
Каждый релиз мы согласовываем с президентом компании. Это вовсе не значит, что он нам не доверяет, но так положено. А раз положено, то надо делать.
Если в 2016 году это было полностью мое детище, то в 2017 это уже проект моих коллег из рекламного отдела. Я рада, что сама того не зная, вдохновила своих коллег на такое размещение. В случае с Bulli это было решение в поддержку 70-летия серии Т, исключительно имиджевая история даже с некоторым социальным подтекстом.
В случае с Mitsubishi Motors, это так же имиджевая история, но рассчитанная больше на рост знания бренда и моделей (было несколько поверхностей с изображением разных моделей). Известно, что наше марка сейчас переживает небывалый подъем с точки зрения продаж, но для устойчивого роста надо драйвить и имиджевые характеристики.
Футбол люблю, но не все, что люблю я буду спонсировать. Я доверяю своей интуиции, но еще больше я доверяю цифрам и фактам. Для корейских брендов это глобальное спонсорство с соответствующими бюджетами и правами. На этом фоне для других автомобильных брендов там места нет. Я убеждена, что надо искать свою нишу, а не пытаться запрыгнуть в вагон уходящего поезда.
«Ambush marketing» тоже искусство. На мой взгляд, такой «паразитический» подход выгоднее и легче осуществлять FMCG брендам. Чтобы купить чипсы или банку газировки, вы не пойдете брать кредит в банке, просто выберите знакомую или более яркую упаковку. Если вы большой бренд со сложным продуктом, то этот сиюминутный подход не всегда оправдан. Хотя у нас есть удачный пример в связи с ЧМ. Наш аффилированный банк и коллеги из отдела продаж сумели в кратчайшие сроки придумать, согласовать и запустить специальное кредитное предложение 5:0 в честь победы нашей сборной над Египтом. Акция пользовалась небывалым успехом.
Интересный вопрос. Сложно сразу на него ответить, но, как минимум, я бы хотела найти для одной из наших моделей классного амбассадора. Если честно, год уже об этом размышляю, общаюсь, но пока не определились. Должно быть «волшебство», когда тебя не терзают смутные сомнения относительно кандидатуры хотя бы в среднесрочной перспективе.
У меня уже проф деформация, я замечаю в основном только то, что относится к авто категории. Например, нравится проект Toyota со спортсменами (toyotateamrussia), у меня была похожая идея, но, откровенно говоря, ресурсов не хватило. А еще очень понравилась идея моих коллег по Альянсу из Renault - полеты на воздушных шарах как часть программы тест-драйва одной из моделей. Но все-таки самая-самая — это организовать наблюдение солнечного затмения блогерами и СМИ со всего мира на новеньких Eclipse Cross (eclipse с англ. «затмение») и вдобавок к этому, спонсорство прямой трансляции этого явления на ведущем телеканале и в Instagram. Этот проект моих северо-американских коллег из MMNA пока лидирует.
За прошедшие полтора года их уже было не мало, но, пожалуй, самым зрелищным получилась статическая презентация Mitsubishi Eclipse Cross. Мы очень тщательно подошли к концепции, к выбору площадки, музыкальному сопровождению и даже барной карте.
В этот момент на ум приходит цитата из фильма «Адвокат Дьявола»: Тщеславие воистину мой самый любимый из грехов. Не буду скрывать, мне всегда приятно, когда мои заслуги отмечают коллеги или руководство. Но мне гораздо важнее сделать все, чтобы моя компания получила как можно больше наград. Кстати, возвращаясь к особенностям работы в азиатской компании, здесь награды очень ценят и поэтому достижение этих наград тоже часть моей работы.
Помнить о цели вашего выступления. Постараться ясно и последовательно донести вашу мысль. Даже хорошую идею можно не разглядеть, если спикер сам не верит и не знает, о чем говорит.
Доверие. Я должна быть на 200% уверена, что ребята меня не подведут. Тендер тоже никто не отменял ☺