Варвара Хмелькова о жизни, внутренней силе и успехе в event-индустрии
Варвара Хмелькова о жизни, внутренней силе и успехе в event-индустрии
Варвара Хмелькова, директор Центра цифрового лидерства SAP, а также преподаватель факультета Event Marketing в школе MACS.
Секрет профессионального успеха достаточно прост — это внимание к мелочам. Детали — они определяют то, какое впечатление останется о мероприятии.
Много чего увлекает. В первую очередь, наверное, спорт: я играла в баскетбол, немножко бегала, прыгала на батуте. В целом спорт — это неотъемлемая часть моей жизни. Это отлично переключает сознание. Безумно люблю путешествовать и в любой момент стараюсь, если есть свободные пару дней, сорваться и уехать куда-нибудь. Просто чтобы сменить обстановку.
Три слова действительно очень сложно придумать… какие три слова. У нас тут на днях была очень смешная история. После SAP-форума одно из агентств прислало мне и моим коллегам букеты. Причем они их не подписали почему-то. Три букета. Один — такие прекрасные белые цветы типа лилий, один букет — красные розы, и один — такой смешанный, и там репейник. Мы с девчонками смотрим, а я говорю: «Слушайте, ну репейник точно мой». Они спрашивают: «Ну, почему ты так решила?» Я: «Есть такое ощущение, что репейник мой». Дальше девчонки пишут агентству: «Ребята, а какой из букетов чей?» Как вы понимаете, репейник действительно оказался мой. (Улыбается.) Все посмеялись, и ведь это не были сложные переговоры, и я никого не мучила, не насиловала. Совершенно нет. Но, наверное, какая-то доля стресса, которую я доставляю агентствам, есть. Поэтому давайте я буду репейник. (Смеется.)
Я очень долго думала, что должно входить в понятие «принципы моей жизни». Может быть, не знаю, полезный завтрак, отбой в десять или еще что-то такое. (Смеется.) Но, наверное, основной принцип — это не останавливаться на достигнутом и двигаться вперед. Не останавливаться, даже если ты устал, тебе плохо, тебе хочется все бросить, лечь и лежать. Буквально пару дней назад я надела новые туфли и жутко натерла ноги, пока шла на работу. Муж говорит: «А ты дойдешь?» Я говорю: «Ну, наверное.». Очень хочется лечь где-нибудь там, по дороге, около офиса РФС, позвонить начальнику и сказать: «Слушай, сорри, я натерла ноги, идти не могу» — и поехать домой. Но все равно ты встаешь и идешь, надеваешь те же самые туфли на съемку, потому что в них ты выглядишь лучше. Это нормально. Нужно иногда переждать, перетерпеть и не думать о том, что у тебя там что-то болит, сломалось или тебе плохо, и двигаться вперед. Потому что все равно в итоге результат будет удивительным.
По образованию я режиссер кино и телевидения с невероятной приставкой «мультимедиа», и это была экспериментальная специальность, которую в далеком 2001 году не получал еще никто. Мы были всего лишь третьим набором. Было безумно интересно, и, хотя мои родители, наверное, думали, что я не найду работу после окончания вуза, все равно все сложилось. Немного позже после окончания университета я перекочевала из кино- и телеиндустрии в организацию мероприятий. В целом режиссура — это в любом случае про организацию людей, про организацию процессов. Поэтому я не вижу никакого противоречия в том, чем я занимаюсь. Все начиналось с каких-то небольших проектов в университете, потом — для друзей, но в какой-то момент проекты двигают тебя: ты просто делаешь то, что ты умеешь, и то, что тебе нравится, то, от чего тебя «прет». Люди это замечают, и они приглашают тебя на следующий проект. Таким образом, я в какой-то момент из Питера переехала в Москву и продолжила свою карьеру здесь. Сначала ты работаешь на стороне агентств. Это замечают бренды. Бренды приглашают тебя как специалиста, и в какой-то момент я совершенно закономерно перешла на клиентскую сторону. Сначала я пришла в Adidas, после этого — в «Мегафон», чуть больше года назад в SAP, и я очень довольна.
На самом деле, про скиллы — это просто. Нужно обладать хладнокровием и здравым смыслом, нужно обязательно быть целеустремленным и любознательным. Нужно «смотреть» на мир широко раскрытыми глазами. Учиться всему новому, осваивать новые техники, технологии. Очень важно для нового поколения не забывать, что есть некая обязательная база, и здесь как в музыке: если ты не научился играть гаммы, если ты не прослушал классическую программу, ты не сможешь быть по-настоящему профессионалом. То же самое в event’ах. Очень часто молодежь приходит не подготовившись, а ведь сегодня, наверное, практически любое мероприятие, которое происходило пять-десять лет назад, можно найти на YouTube’е, можно посмотреть, как это было. Можно пообщаться с коллегами и узнать о тонких местах. Безусловно, технологии не стоят на месте и все то, что происходит сейчас, — это хорошо забытое старое, которое с помощью новых технологий обретает новые смыслы: больше интерактива, больше возможностей часто становится доступнее и для клиента.
Я могу сказать, что любой проект — это вызов. И если то, что ты делаешь сейчас, не превращается в вызов, наверное, ты недожал. Да, безусловно, тяжело, когда каждый проект на износ, но это важно. И сказать, что был какой-то один, который кардинально перевернул всю мою жизнь, я не могу. Потому что в каждом проекте есть свои фишки и есть какие-то новые вызовы. И вне зависимости от того, что происходит, каждый проект должен быть твоим личным вызовом, вызовом для твоей команды.
Если говорить про черты характера, то, наверное, это любознательность, коммуникабельность и страсть ко всему новому: к новым технологиям, к каким-то фантастическим элементам. Я обожаю фантастику, и поэтому с детства все, что касалось технологий, меня очень захватывало.
Есть несколько уже устоявшихся трендов, которые присутствует на рынке последние четыре-пять лет. Это, безусловно, все более плотная связь онлайна и офлайна. Офлайн уходит в digital, digital приходит в офлайн, и это уже фактически одно целое. Дальше, это новый подход к контенту, сегодня даже самый серьезный контент превращается в шоу, и мы это видим в том числе на серьезных и крупных форумах и конференциях. То, что еще вчера рассказывали в виде презентаций в Power Point’е умные мужчины в строгих костюмах, сегодня превращается в шикарные постановочные шоу со спецэффектами, лазерами, и это очень важный тренд, который невозможно игнорировать. Третий тренд — это персональный подход. Не просто сегментирование, а обращение бренда лично к тебе. В SAP это называется B2Me, когда бизнес и экосистема обращаются персонально к одному человеку, и когда этот человек с помощью своего мобильного устройства потребляет мероприятия, потребляет происходящее вокруг персонифицированно. Мы больше не говорим про сегменты. Мы говорим лично про человека.
Эта сфера деятельности — организация мероприятий, меня всегда привлекала своей динамичностью — это такой драйв, скорость. Все, что происходит в event’ах, очень быстро меняется, развивается. На самом деле, я сама для себя по дороге на работу утром придумала такую аллегорию, что мероприятия — это как серфинг. Сначала ты должен много интенсивно грести. Потом ты пытаешься найти баланс и встать на эту доску, но потом ты с невероятной скоростью летишь по волне, хотя она может в любой момент тебя перевернуть, сбросить, и, в принципе, все может закончиться очень плохо, но это невероятный кайф. Действительно, мне кажется, это очень близкие истории, хотя я не умею кататься на серфинге, но вот все, что я видела и слышала о серфе, очень похоже.
На самом деле, я уже чуть раньше это сказала. Нужно просто оставлять свои глаза открытыми, то, чему еще в университете научили. Режиссер должен быть всегда немножко ребенком. Он должен смотреть на мир и удивляться. Он должен замечать какие-то детали, и в event’ах то же самое. Ты не можешь себе в какой-то момент сказать: «Все. Я классный. Я все умею, мне больше ничего не надо. Сейчас я сделаю 158-й фестиваль, он будет такой же классный, и я просто заработаю много денег». Так не бывает. Ты всегда должен учиться. Ты всегда должен замечать какие-то новые фишки, тренды, детали, технологии. Нужно не бояться экспериментов, не бояться перемен. Я не говорю о том, чтобы меняться просто ради того, чтобы поменять. Нет. Но какой-то червь сомнения должен быть в человеке всегда. Нужно сомневаться в себе и в том, что ты делаешь.