Правильная коммуникация обеспечивает 50% успеха всего проекта

  • Екатерина Плужник, начальник отдела корпоративной социальной ответственности Росбанка

БЛИЦОПРОС

Имя, компания, должность?

Екатерина Плужник, начальник отдела корпоративной социальной ответственности, Росбанк. 

Как вы пришли в индустрию коммуникаций?

Как это часто бывает, случайно. После университета у меня были другие планы, но однокурсница буквально уговорила попробовать получить место в управлении общественных связей Росбанка. Сначала думала, что временно! :) 

Что вы больше всего цените в event-агентстве? 

Способность выстраивать партнёрские отношения, то есть воспринимать задачу по принципу «это наш общий проект», а не «вы заказчик, мы исполнитель, за что заплатили, то и делаем». Комфортнее работать с профессионалами, которые неравнодушны и готовы вовлекаться эмоционально, гореть твоим проектом, генерировать идеи в процессе реализации. Именно такой я представляю любовь к своему делу. А любовь, как известно, невозможно монетизировать и перевести в человеко-часы. Мне посчастливилось работать только с одним таким агентством. 

С каким event-агентством вы никогда не станете сотрудничать?

Не стала бы работать с безответственным работодателем, но не всегда это сразу можно понять.   

Три критерия успешного события?

Состоявшееся партнёрство. Высокая посещаемость/вовлечённость. Обратная связь. 

Зачем нужны тендеры?

Для знакомства с молодыми и талантливыми! :)   

Кто для вас самый строгий критик? 

Сотрудники банка.  

Вы счастливый человек? 

Временами. Это чувство непостоянно, часто ускользает, заставляет идти вперёд, стремиться к нему. 

Кем вы видите себя через 10 лет? 

Частью команды с большими амбициями и возможностями, способной воспринимать нестандартные решения и готовой рисковать.

 

 

ИНТЕРВЬЮ

В последнее время корпоративная социальная ответственность (КСО) становится всё более актуальной для многих российских компаний. Благотворительные фестивали, кампании и акции — на сегодняшний день уже нечто большее, чем очередная статья расходов. Екатерина, расскажите, каким образом Росбанк интегрировал в свою повседневную практику принципы КСО?

Я бы всё-таки разделила благотворительность и КСО. Можно сказать, что благотворительность — это лишь часть социальной ответственности бизнеса. Благотворительные программы и проекты в банке работали задолго до того, как бизнес в России обратил взор на КСО и начал интегрировать её принципы в свою деятельность.

 

Если говорить конкретно про благотворительность, то для нас это программная деятельность. У Росбанка есть несколько благотворительных программ, которые банк ведёт в регионах своего присутствия, поддерживая местные НКО, и несколько проектов для сотрудников для поддержки их стремления помогать. В банке действует «Политика благотворительной деятельности». Это публичный документ, он выложен на сайте, описывает основные направления благотворительных программ банка и критерии выбора партнёров.

 

 

И каковы же основные составляющие КСО для Росбанка? Что для вас значит быть социально ответственной компанией?

На мой взгляд, важно смотреть на социальную ответственность бизнеса глобально. Нужно ясно понимать, как бизнес вообще работает, как выстраивает отношения с клиентами, партнёрами, сотрудниками, поставщиками и т.д. Из всего этого множества складывается социальная ответственность бизнеса, как пазл из многих деталей. Компания, которая ведёт активную благотворительную деятельность, но выдаёт заведомо некачественный продукт или, скажем, вводит в заблуждение своих потребителей, не может назвать себя социально ответственной.

 

 

Росбанк входит в число крупнейших корпоративных благотворителей и меценатов России, на его счету множество знаковых благотворительных проектов. Какими из них вы гордитесь больше всего и почему?

Хотелось бы отметить наш ежегодный благотворительный пробег. Последние годы бег стал очень модным, многие компании «бегают». Приятно, что мы поймали этот тренд ещё в 2011 году, и в нынешнем году отметили первый юбилей. Мероприятие мы традиционно проводили вместе с фондом «Даунсайд Ап», который помогает семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна, в Главном ботаническом саду имени Николая Васильевича Цицина РАН в Москве.

 

В пробеге приняли участие сотрудники Росбанка, а также других компаний нашего акционера — группы Societe Generale в России: «Русфинанс Банка», банка «ДельтаКредит», компаний Societe Generale Insurance и ALD Automotive, а также сотрудники компаний-партнёров и представители СМИ. На старт вышли более 450 человек, включая сотрудников и их детей. Отдельного упоминания заслуживает Fun Run (костюмированный забег), в нём участвовали более 60 человек, хотя в первый год этих смельчаков было всего пять.

 

За каждый метр дистанции, преодолённый участниками, компании Societe Generale в России перечислили «Даунсайд Ап» один рубль. По результатам было собрано порядка 1,5 миллиона рублей. А за все годы в фонд было перечислено более 5,7 миллиона рублей. Это реальная помощь семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна.

 

Ещё одним фактором успеха стала поддержка нашего благотворительного пробега коммерческими партнёрами — компаниями, которые помогли нам очень качественными подарками для победителей.

 

Этот проект подхвачен нашими коллегами в регионах. Последние два года он также проводится в Самаре и Нижнем Новгороде.

 

 

В чём залог успешного проведения благотворительного мероприятия? На что нужно обращать внимание в первую очередь при его организации?

Это зависит от того, какую цель вы перед собой ставите. Собрать средства? Обратить внимание на проблему? Рассказать о себе? Найти волонтёров? В первую очередь важно ответить на главный вопрос: зачем? В целом, думаю, что так же, как и в любых других проектах, важны идея, команда, логистика и правильная и креативная коммуникация. Многие со мной не согласятся, но по факту получается, что с последним пунктом сложнее всего. И не всегда только с креативом. Именно правильная коммуникация обеспечивает 50% успеха всего проекта, и именно она отвечает на все указанные вопросы. Даже если ваш проект идеально придуман и логистически продуман, но существует проблема с коммуникацией внутри или с внешней аудиторией, то обязательно что-то пойдёт не так. И наоборот, именно правильная коммуникация часто спасает неидеальный проект.

 

 

Для успешной реализации благотворительных проектов понимание социальной ответственности должно быть заложено в корпоративной культуре. Каким образом среди сотрудников Росбанка взращивается это чувство?

Конечно, корпоративная благотворительность — это часть культуры компании, одна из ценностей, которую в идеале разделяют и компания, и её работники. Правильно выстроенная коммуникация, диалог с сотрудниками и личный пример лидеров на разных уровнях, на мой взгляд, — это основные составляющие. Сейчас многие сотрудники уже являются участниками благотворительного процесса; например, персонально активно или разово помогают определённым фондам. Поэтому частично наша аудитория уже подготовлена, и зачастую вопрос заключается уже не в том, как взрастить, а в том, как привлечь внимание именно к корпоративным проектам. Таким образом, корпоративные проекты конкурируют с внешними. И это неплохо. В том числе и это подталкивает компании делать оценку и в итоге стремиться создавать более эффективные и востребованные программы и проекты.

 

 

Какие вы можете выделить правила выживания социальных программ в кризис?

Кризис не всегда зло. Всё зависит от угла зрения. Для некоторых кризис — это рост и возможности, сигнал, что настало время встряхнуться, а не работать по накатанной. Думаю, здесь нет кардинального отличия от бизнес-проектов. Происходит пересмотр подходов в сторону сокращения административных расходов и увеличения эффективности. Хотела бы подчеркнуть, что имею в виду корпоративные программы. Но рецептов здесь, конечно, нет. Бизнес всегда в приоритете. Нет бизнеса — нет программ.

 

 

В чём вы видите свою миссию как человека, который руководит направлением корпоративной социальной ответственности?

Мне видится, что такой человек — это в первую очередь проводник, связующее звено, мостик, если хотите, как между компанией и определённой частью общества, так и внутри компании по тем вопросам, которые так или иначе, в том числе потенциально, имеют отношение к КСО. И отчасти переговорщик, человек, который помогает компании и её определённым стейкхолдерам вести диалог.

 

 

Есть ли какие-то факторы, препятствующие развитию КСО в нашей стране?

На первый взгляд, очевидных препятствий нет, хотя и должного стимулирования тоже. Для корпораций это вопрос доброй воли, зрелости, а также требований времени, акционеров и в отдельных случаях рынка, а многие ограничения связаны прежде всего с внутренними настройками, возможностями и ресурсами. Но внедрение КСО требует значительных усилий для изменения большинства процедур, подходов и даже менталитета на разных уровнях. Эти изменения, как и любые другие, не всегда случаются быстро и безболезненно. При этом сегодня крупнейшие российские и международные компании, работающие на территории России, имеющие долгосрочное стратегическое видение своего развития, занимают очень активную позицию в отношении КСО, вплоть до стремления интегрировать её принципы в корпоративное управление и бизнес-процессы. За небольшой срок они сделали огромный шаг в этом направлении. Это уже давно не вопрос репутации, а инструмент устойчивого развития и управления рисками. Здесь, наверное, более уместен вопрос, что может помочь развитию. Думаю, что здорово помогло бы лучшее освещение КСО и лучших практик в СМИ. И в этом направлении недавно был запущен проект «+1», который объединил медийные холдинги ТАСС, «Коммерсантъ» и РБК. С интересом следим за развитием проекта, сможет ли этот альянс придать ускорение развитию КСО.

 

 

И каким же должно быть будущее КСО в России? Каково ваше личное видение?

Могу скорее сказать, каким я хотела бы видеть путь развития КСО в нашей стране. Хотелось бы, чтобы мы в итоге пришли к естественному, в данном случае имею в виду рыночному, пути. Выбор потребителями продуктов и услуг в пользу по-настоящему социально ответственных компаний дал бы этот толчок. В секторе b2b это уже частично работает. Самый простой пример — при выборе поставщиков/производителей офисной бумаги некоторые компании делают выбор в пользу поставщиков экологически сертифицированной продукции, то есть той, в процессе производства которой компания вела себя ответственно на всех этапах. В розничном секторе картина пока иная, но, мне кажется, в целом хотя очень медленно, но мы всё же движемся в правильном направлении.

 

 

Можете ли вы озвучить статистику проведённых мероприятий за последний год? Расскажите о них подробнее.

Точную статистику пока не скажу, не все благотворительные мероприятия завершились, и к сводному отчёту мы сейчас только приступаем. Навскидку могу сказать, что в зависимости от уровня программ в рамках крупных проектов и степени вовлечённости во внешние проекты цифра будет точно больше пятидесяти. Хочу упомянуть и грантовый конкурс. Помимо выплаты самих грантов, мы стремимся активно участвовать в проектах фондов, ставших нашими партнёрами, вовлекать сотрудников и помогать фондам экспертизой. Так, например, недавно мы провели вебинар для наших грантополучателей и грантозаявителей по силе пиара и социальных сетей. Наиболее яркими, на мой взгляд, являются программы и проекты, которые мы проводим, в том числе для синергии сотрудников компаний группы Societe Generale в России. Это пример того, как благотворительность становится инструментом объединения людей. Помимо пробега, одним из самых запоминающихся стал проект «Только дыши». Мы проводили акцию среди сотрудников по сбору средств для фондов помощи хосписам «Дом с маяком» и «Вера» для приобретения подопечным фондов кислородных концентраторов. В итоге за месяц было пожертвовано порядка 700 000 рублей. Были проведены экологические инициативы, высадка деревьев, а в «Аптекарском огороде» была высажена аллея из редких гортензий. У нас есть проект по сбору батареек, сотрудники приносят их в том числе из дома, банк их утилизирует на собственные средства. Мы как потребители офисной бумаги активно боремся за сокращение её использования. Уже пару лет ведём проект «Накорми бобра». Этот забавный герой присутствует на всех боксах для сбора макулатуры. Проект позволяет нам, во-первых, более экологично управлять отходами, во-вторых, считать количество бумаги, которую передаём в переработку. Частично благодаря этому проекту мы быстрее переходим на электронный документооборот и сокращаем количество закупаемой бумаги. Также у нас есть проекты по передаче современного оборудования региональным медицинским учреждениям, строительству/обустройству спортивных площадок, поддержке вузов и другие проекты. Этот список можно продолжать и дальше. 

 

 

 

 

Кто помогает вам в организации онлайн- и офлайн-мероприятий? С какими партнёрами вы работаете?

Если говорить про благотворительные мероприятия, то в первую очередь, если есть необходимость, мы выбираем партнёра из благотворительного фонда, общественной организации, у кого есть опыт в организации мероприятий той или иной направленности, ведь для многих из них это инструмент фандрайзинга. Это наша позиция, потому что так мы тоже вносим вклад в поддержку фонда. При этом нам важно найти такого партнёра, с которым мы смотрим в одном направлении. Тогда всё получается и возникают долгосрочные партнёрские связи. Также в зависимости от проекта мы приглашаем агентства, которые занимаются мероприятиями, или подключаем наших авторизованных партнёров. Но самое главное, хочу отметить команду нашего департамента. Ведь проекты, особенно сложные крупные, — это всегда совместная работа очень разных и по функционалу, и по характеру, и по опыту, и по темпераменту людей, а не одного-двух человек. У нас очень сильные специалисты в разных направлениях. В частности, коллеги из PR, социальных сетей и внутренних коммуникаций часто и активно вовлекаются и помогают нам и идеями, и экспертизой, и своим временем. Добровольно и с интересом. Это очень ценно. Знаю, что не во всех компаниях это так.

 

 

Вы верите в силу живого общения?

Верю. Излишне говорить, сколько живое общение может нам дать, ни один мессенджер, смайлик и стикер на это пока не способен. Но, кажется, с каждым годом маятник времени раскачивается всё быстрее, и ритм жизни делает общение офлайн всё большей роскошью. Но мы сопротивляемся! :) Стараемся проводить больше очных встреч. Иногда единственный путь для рождения нового проекта — это эмоциональное обсуждение. Ну и, безусловно, важно перед началом сотрудничества с новым партнёром посмотреть друг другу в глаза.

Поделиться