10 правил организации архитектурного 3D-мэппинга

  • Евгений Степанов, директор по продажам компании dreamlaser, эксперт в области 3D-видеомэппинга

Многие его видели, большинству он нравится, некоторые даже хотят его заказать, но почти никто не знает, как это грамотно сделать, и каждый рискует ошибиться с выбором. Отныне ваша жизнь станет немного проще. В этой статье я расскажу вам всю правду о 3D-мэппинге. Поехали!

 

1. Выберите хороший архитектурный объект для мэппинга.

 

 

 

Здание должно быть:

  • светлым (не чёрным, но и не обязательно только белым или светло-серым);
  • однородным по цвету (если на здании много контрастных цветов — это либо резко ограничит фантазию дизайнеров контента, либо убьёт контент во время реализации);
  • не целиком прозрачным/зеркальным (мэппинг — это проекция света на поверхность. Если поверхность прозрачная — свет пройдёт сквозь неё, если зеркальная — отразится. Окна в здании обычно заклеиваются изнутри белой бумагой или плёнкой);
  • свободным для обзора (перед зданием должна быть площадка, с которой люди будут на него смотреть. Деревья или иные массивные конструкции не должны закрывать им вид);
  • архитектурно интересным (это необязательное условие. И на жилой пятиэтажке можно сделать отличный мэппинг. Однако колонны, балюстрады, козырьки, купола и прочее всегда могут подсказать мэппинг-дизайнерам отличный ход, стиль или направление движения контента, которые сделают его особенным).

 

2. Точно определитесь с датами и длительностью проведения мэппинга.

От дат зависит как стоимость аренды оборудования, так и его наличие (например, в предновогодние даты цена становится выше рыночной, в январе — ниже, а сентябрь и октябрь вообще самый жаркий сезон для подобных шоу в России).

 

Чем больше дней вы хотите использовать мэппинг, тем, соответственно, дороже аренда оборудования. А вот от того, сколько часов в день работает оборудование, стоимость не зависит.

 

Что касается контента, среднее время производства пяти минут 3D-графики — один месяц после утверждения сценария. Но многое, конечно, зависит от разрешения изображения, уровня сложности графики, наличия персонажной анимации и вашего бюджета. Иногда время можно купить за деньги.

 

3. Определитесь с форматом мэппинга.

Есть два ключевых формата (которые можно объединять), их различие в том, какие задачи они решают:

  • сюжетное шоу (например, пять минут 3D-мэппинга в формате связной истории может через череду ярких эпизодов рассказать вам о событии, истории, чувствах, бренде и прочем);
  • набор лупов (например, пять минут 3D-мэппинга включает 15 зацикленных эпизодов, длительностью 20 секунд каждый, воспроизводимых в произвольном порядке для создания ощущения бесконечного контента. Каждый луп выполнен в стилистике события и является либо визуальным изображением одной конкретной идеи, либо просто впечатляющим спецэффектом).

 

4. Определитесь с бюджетом.

Подрядчики тоже люди, и им хотелось бы просчитывать и креативить на реальных проектах. Не бойтесь того, что ваш бюджет просто освоят, вы всегда получите максимум из возможного, в нашей сфере репутация — это всё. А в большинстве случаев озвученный вами бюджет сразу сможет подтолкнуть подрядчика к предложению оптимального в этих условиях решения.

 

5. Выберите надёжного подрядчика по контенту.

 

 

 

 

Первое и важное: подрядчик по контенту должен быть юридическим лицом (а лучше иметь свой бренд), чтобы вы могли заключить с ним договор. Есть много фрилансеров, которые не платят налоги и демпингуют рынок. К тому же вы не сможете привлечь их к ответственности, если работа будет выполнена некачественно.

 

Второе, не менее важное: портфолио подрядчика. Во-первых, оно отражает зрелость компании. Во-вторых, даёт представление о доминирующем стиле подрядчика (особенности графики, 3D-анимации и визуальных эффектов). Если вы не хотите тратить время для просмотра каждого отдельного проекта, можно сосредоточиться на ShowReel.

 

6. Выберите надёжного подрядчика по оборудованию.

 

 

Хотя этот подрядчик и на втором месте после подрядчика по контенту, следует понимать, что грамотное техническое обеспечение для 3D-мэппинга — это единственный гарант успеха. Ведь при правильной отстройке и технической подготовке видеопроекции даже условно плохой контент будет виден на здании. А вот при плохой технической подготовке самый лучший контент потеряет всю свою ценность.

 

Критерии выбора подрядчика: опыт в мэппинге, солидные количество и тип оборудования. Часто в этом сложно разобраться, не имея практики и не вникая глубоко в тему, поэтому наём подрядчика по оборудованию на субподряд лучше всего отдавать выбранному вами подрядчику по контенту.

 

7. Проведите лазерное 3D-сканирование.

 

 

 

Немногие знают, что для того, чтобы рисовать 3D-контент для проекции на архитектурный объект, нужна его 3D-модель, по которой делается маска для дизайнеров. Всегда раньше и порой сейчас такую модель (и маску) делают по фотографиям и строительным чертежам здания, которые абсолютно всегда не совпадают с реальностью. А грозит это тем, что контент, например, «играющий в окнах», залезет частично на стену, что, в свою очередь, испортит конечное впечатление. Чтобы этого избежать, можно «растягивать» участки контента силами подрядчика по оборудованию (если его программное обеспечение это позволяет), но и это плохо, так как влияет на отображение первично задуманной картинки.
Для создания идеально точной 3D-модели профессионалы используют лазерный 3D-сканер (что это, зачем и какие дополнительные плюсы несёт — читайте здесь). Благодаря 3D-сканеру вы получите идеально точный 3D-мэппинг-контент, сокращение сроков монтажа и отстройки оборудования.

 

Обратите внимание — эти работы обязательно должны быть прописаны в смете подрядчика по контенту или оборудованию!



8. Согласуйте отключение освещения.

Уверен, многие слышали, что проекторы для мэппинга бывают, например, 20 000 люмен (lum).

 

Так вот, это первый параметр (световой поток), с которого начинается расчёт оборудования для проекции в имеющихся условиях. Люмены дальше переводятся в люксы (lux), а они, в свою очередь, сравниваются с люксами на площадке, в ходе чего определяется влияние окружающей обстановки на контрастность итогового изображения.

 

Резюме кратко: чем темнее на площадке во время мэппинга, тем лучше!

 

Резюме развёрнуто: чем темнее на площадке во время проведения 3D-мэппинг-шоу, тем:

  • контрастнее изображение на здании (при фиксированном наборе оборудования);
  • меньше вам потребуется видеопроекционного оборудования для создания оптимальной контрастности изображения (при выборе оптимального набора оборудования).

 

9. Закройте прозрачные поверхности белым.

При определении архитектурного объекта для проекции вы уже выбрали здание с минимальным количеством окон. Теперь настал черёд исправить и этот огрех. Окна нужно закрыть белым. Не важно, что это будет, — белая бумага на скотче на внутренней стороне окна или специальная белая плёнка на внешней стороне. Важно, что, если этого не сделать, окна превратятся в чёрные прямоугольники. А это либо жёсткое ограничение по контенту для подрядчика, который будет учитывать их заранее при создании контента, либо просто провальный мэппинг, который не лёг / не читается / не играет.

 

10. Наслаждайтесь эмоциями зрителей.

 

 

 

Если вы в точности следовали всем предыдущим правилам, значит, вас ждёт непременный успех.
Помните: это шоу сделано для сотен или тысяч его зрителей сейчас и десятков или сотен тысяч тех, кто увидит его в трансляции. Доверьтесь в выборе лучшего художественного и сюжетного решения подрядчику по контенту: его опыт, а иногда авантюризм создадут именно то, что нужно! А правильно выбранный подрядчик по оборудованию позволит реализовать все идеи на 100%.


 

С яркими впечатлениями!

Евгений Степанов

Поделиться