Всё решает правильная мотивация

  • Александр Ус, креативный директор и сооснователь студии Sila Sveta

 

Встречают по одёжке. Александр, ваш современный модный творческий образ довольно нестандартен для основателя компании, которая занимается техническим оснащением мероприятий.

Для представителя мира технического оснащения — пожалуй, хотя и тут бывают исключения, а вот для креативного — ничего необычного. Мы занимаемся именно креативным оснащением, а технику используем как инструмент. В первую очередь мы доставляем магию людям: транслируем контент и наши фантазии. Sila Sveta — креативное бюро, основанное на инновационных технологиях.

 

Это только ваша компания?

Только наша. Александра Уса и Алексея Розова.

 

И как же вы дошли до этого, в хорошем смысле слова?

Вы знаете, это довольно долгая история. Изначально я хотел быть кинорежиссёром. Одним из сильных стимулов работать в этом направлении для меня стала победа в фестивале документального кино от Nokia Trends Lab.

 

Но судьба распорядилась иначе. Я познакомился с Дмитрием Антоновым — молодым бизнесменом, который привёз из Китая в Россию классную новинку — слайдовые проекторы. Уточню, что это был 2005 год. Мы не хотели делать шоу, мы хотели завоевать рекламный рынок: включаешь проектор и проецируешь на любую поверхность изображение с рекламой, некая альтернатива современным медиафасадам, которых в тот момент ещё не было. Я отвечал за креативную составляющую работы компании, Дима — за техническую.

 

Бизнес развивался плохо, продаж было немного, а та техника, которую всё-таки удавалось продать, причём за большие, на тот момент, деньги, быстро ломалась, заказчики были недовольны. В Екатеринбурге такие «недовольные» нам даже чуть ноги не сломали! :) В общем, техника оказалась не доработана, и наш стартап не «выстрелил».

 

Но у нас осталось более десятка таких проекторов, и мы решили не продавать их заказчикам, а самим с их помощью делать шоу. Я всю жизнь был фанатом мира света. И остаюсь, собственно.

 

Фестиваль света в Москве и Санкт-Петербурге явное тому доказательство.

Именно. Итак, 2007 год, мы решаем переключиться на мультимедийные шоу. «Прокачаться» в этом деле нам помог питерский режиссёр Лев Левинсон, который, к слову, делал открытие фонтанов в Петергофе и другие масштабные праздники.

 

Так появилась Sila Sveta. Но Дима вышел из дела, устал от этой работы. А мой старый приятель Алексей Розов, который на тот момент сделал несколько интернет-магазинов, наоборот, захотел попробовать себя в нашем бизнесе. Алексей стал партнёром и продюсером компании. Дела пошли в гору.

 

 

А если бы не Алексей, где вы были бы сейчас?

Это вопрос синергии. Человек, искренне фанатеющий от своего дела и качественно выполняющий свою работу, всегда будет востребован. Например, Sila Sveta — проект, который всегда сам находит нужных людей. Творчество вдохновляет больше, чем финансы.

 

То есть вы просто талантливый и везучий?

Не просто. Знаете, сколько сил вложено в эту работу? Мне 36 лет, я сооснователь собственной компании, но сегодня почему-то в шесть утра я уже работал на площадке. Успех — это постоянный усердный труд. Но фортуна и правда на нашей стороне. Я убеждён, что так будет всегда, пока у нас горят глаза. Ведь этот огонёк виден всем!

 

Как вы подбираете людей в команду, как находите таланты? Как не ошибиться и разглядеть человека?

Сейчас наша компания стала некой школой для молодых и талантливых. К нам приходят зелёные ребята, набираются опыта и уходят в свободное плавание. По моим подсчётам, наши бывшие сотрудники создали уже более семи собственных компаний. И нас это не расстраивает. Конкуренция? Нет. Sila Sveta забирает в работу верхний сегмент, крупные, серьёзные, качественные проекты, но от многого мы отказываемся. А молодым компаниям подобные небольшие проекты очень подходят.

 

Тем не менее преданный костяк сотрудников у нас есть. Эти люди верят в силу бренда и понимают, что с нами они будут участвовать в таких проектах, которые никогда и нигде больше не встретят.

 

Люди учатся в вашей компании, набираются опыта, это понятно. А вне Sila Sveta вам нравится делиться знаниями? Участвуете ли вы в каких-то конференциях, семинарах, тренингах в качестве спикера?

Сейчас действительно стало появляться очень много деловых мероприятий, но количество не равно качеству. Моё личное мнение, что люди начали относиться к подобным конференциям как к очередным. Достойных обучающих профессиональных событий не много.

 

У нас был опыт недельного мастер-класса, нам дико понравилось. Это был семидневный тренинг, в рамках которого выступали креативный, технический, продакшен-директора. Опыт, этапы развития компании, лучшие кейсы, супернаходки. Вот это было действительно полезно и классно. И для спикеров, и для слушателей, которые, к слову, проходили серьёзный отбор и платили немаленькие деньги за участие. В итоге пришли именно те, кому это реально нужно.

 

Раньше я часто участвовал в разных семинарах, давал лекции. Скажу честно, я скорее разочарован, чем вдохновлён. Подход «приходите кто хочет, слушайте что хотите» — не наша история. В общем, деловые, отраслевые, обучающие мероприятия нужно тщательно отбирать.

 

То есть самое важное во всём — определять своё и своих?

У нас довольно узконаправленная тематика, и надо понимать, что за всей этой красотой стоит большая работа. Нужно верить в своё дело и реально любить его.  

 

 

А вы сами хорошо технически подкованы? Или по вопросам реализации работают другие люди, а вы — по креативу и концепции?

Я неплохо разбираюсь в железе и понимаю алгоритмы, по которым создаётся графика. Тем не менее мне гораздо комфортнее развиваться по схеме, в которой я нанимаю для определённых задач определённых людей, а сам работаю в сторону креатива. Ведь технических специалистов много, а идей мало.

 

Но надо периодически и ручками что-то делать. Даже творцам и креативщикам. Необходимо развивать оба полушария мозга, смотреть на своё дело с разных ракурсов. Любому проекту нужно отдать кусочек себя. И всегда расти, расти, расти, браться за новое и сложное. Только так создаются мировые кейсы. Сила — в развитии.

 

Если говорить об этих самых мировых кейсах, как происходит отбор?

В 90% случаев заказчик сам приходит к нам.  Оставшиеся десять — наш интерес к чему-то. Например, нам не хватает музыкального кейса, мы смотрим на наш шоу-бизнес, понимаем, что нравится нам артист X, находим его контакты, предлагаем сделать суперконтент по себестоимости, ему нравится идея, мы начинаем работать. Как-то так.

 

Но сейчас у нас немного меняется концепция, мы начали придумывать идеи наперёд. Заранее продумываем технологию, которую хотим использовать, под неё пишем концепт и идём продавать его бренду.

 

То есть в тендерах всё-таки участвуете?

В тендерах мы определённо участвуем, но только с очень близкими проверенными партнёрами. А то, о чём я говорю, не совсем тендер. Мы что-то придумываем, приходим к бренду, который делает акцент на технологиях, но сам чётко не понимает, как нужно реализовывать концепцию, и говорим: «У нас есть это, если вам нравится, давайте работать».

 

Получали когда-нибудь отказы? И вообще, знает ли Sila Sveta такое слово, как «неудача»?

Да. Нынешний год был особенно отрезвляющим. В 2015-м, наоборот, был только сумасшедший подъём: наш филиал открылся в Америке, было много крутых проектов, мы получали только поддержку и признание. В 2016-м всё это осталось, и может даже увеличилось, но появилось и немало сложностей. За каждым взрывным успехом есть и обратная сторона. Начали делать ошибки. Например, тендер по киберспорту. Вся наша концепция строилась на том, какие мы классные, что мы можем и что уже делали. Неужели завладеть фантазией прыщавых мальчишек-геймеров для нас проблема?!

 

Махать портфолио с короной на голове — не результативно. В итоге нам пришёл отказ. Что-то в стиле: «Ребят, вы, конечно, звёзды, но нам нужны не звёзды, а хороший результат. Ваши идеи мы вообще не поняли».

 

А ещё очень важно — не загонять своих сотрудников, адекватно оценивать объёмы работы и силы команды. Представляете, в какой-то момент на рынке нас начали называть «соковыжималкой». Это уже тревожный звонок. После подобных событий мы как-то опомнились, такие моменты нужны в жизни любой успешной компании. Необходимо делать работу над ошибками.

 

 

Расскажите про ваш самый любимый, яркий, душевный проект, которым вы глубоко гордитесь. И про проект-мечту, который неимоверно желаете воплотить.

Я не хочу копаться в прошлом. Там много любимых проектов. Лучше расскажу, что мы сделали сейчас хорошего.

 

Буквально недавно прошло сразу два интересных проекта. Это очередной концерт Sound Up, который прошёл в планетарии, где мы делали полнокупольную проекцию. Тут уместно сказать: «Это просто космос». :) И презентация Audi. Там мы использовали новейшие технологии в области проекции. Скоро всё это увидите в интернете.

 

По поводу проекта-мечты… их несколько. Мы хотим сделать шоу с известным американским артистом, а также вынашиваем план о некоем магическом мире, в котором люди смогут погружаться в другую реальность.

 

Александр, ещё хочется спросить непосредственно про само техническое оснащение, это важная часть вашей деятельности. Какие сейчас существуют тренды, какие страны с точки зрения креатива и качества лидируют?

Мы давние партнёры компании Panasonic, они не подводят. У этой техники хорошее соотношение цены и качества. По поводу серверов. Мы долго сами собирали их, но сейчас попробовали купить сервер английской компании D3. За бешеные деньги, честно признаться. Говорят, безотказное качество. Проверим.

 

Хочу сказать пару слов о кадрах. Мы успели поработать по всему миру, и с уверенностью отмечу, что с точки зрения профессионального уровня подготовки технической команды и способности выполнить любую задачу наши российские ребята — лучшие. Зато за границей более пунктуальные сотрудники, там всё сдаётся в срок.

 

Если говорить о моде и трендах, то сейчас все ударились в кинетику и в движущиеся сцены. Очень активно усложняются шоу. Это безусловный тренд. А что касается проекции — в моду входит трекинг.

 

В завершение хотелось бы спросить о вашем источнике сил, идей, вдохновения, подзарядки. Что или кто это?

Мы настоящие фанаты своей работы, но, как у любой неумеренности, тут есть и обратная сторона. В какой-то момент твоя голова начинает перегреваться. Помогают перезагружаться дети и путешествия. Взять билет в одну сторону в горы, поехать кататься на сноуборде, оставить на время любимый город, отключить телефон — всё это заставляет взглянуть на любую ситуацию по-новому.

 

Вы считаете себя сильным человеком?

Если я вижу цель — я преодолеваю препятствия. Но, как и любой творческий человек, частенько пребываю в сомнениях. Всё решает правильная мотивация — это самое важное в жизни!

Поделиться