Сергей Бабич, исполнительный директор конференции музыкальной индустрии Colisium и Moscow Music Week
Сергей Бабич, исполнительный директор конференции музыкальной индустрии Colisium и Moscow Music Week
У меня высшее техническое образование. Я инженер-проектировщик высокоскоростных магистралей. Десять лет я работал в продажах, был обычным белым воротничком. В 2006-м стал промоутером — организовывал концерты. На тот момент я был одним из немногих в России, кто занимался тяжёлой музыкой. Мы привозили такие группы, как Napalm Death, Cannibal Corpse, делали единственный в России тяжелометаллический оупен-эйр-фестиваль Rock Palace Open Air. Скажу честно, несмотря на медийный успех и широкий резонанс, с финансовой точки зрения он не сработал. При этом на Западе подобные рок-фестивали легко находят себе спонсоров, партнёров и собирают 150 тысяч фанатов тяжёлой музыки.
Важную фазу пропустили: зарабатываю деньги и понимаю — для счастья этого мало. И решаю заняться творчеством. Чем-то новым и интересным.
Во-первых, это творческие амбиции. Во-вторых, желание сделать мир более открытым. Я чётко понимаю, что для развития индустрии нужны открытые взаимоотношения между игроками.
Я хотел создать место, где люди не будут «отсиживаться в траншее» или «прятаться под рыцарскими латами». Место, где будут открыто рассказывать обо всех трудностях, с которыми сталкиваются, которые преодолевают. Здесь о силе духа.
Ничего нового, на самом деле, придумано не было. Мы стали ездить по западным конференциям и увидели, что всё уже давно придумано и реализовано. Конкретно Colisium стартовал с инициативы наших финских соседей. Речь идёт о Music & Media Finland в Тампере, существующей уже двадцать лет. Мы приехали на конференцию, где нас спросили о том, есть ли что-нибудь подобное в России. На вопрос «А хотите сделать?» мы ответили положительно. И начали работу, долгую и кропотливую. Финны помогали нам с первыми иностранными спикерами. По правде сказать, мы до сих пор с ними поддерживаем тесную связь. Что касается бизнес-модели, схему мы создавали именно российскую, доморощенную. То, что сработало у финнов, здесь не работает. Люди у нас не готовы платить 500–600 евро за билет на конференцию, и нам пришлось создавать дополнительные статьи дохода.
Некое производное от известного слова «Колизей», исторического памятника архитектуры и древнейшего место мирового шоу-бизнеса. Мы немного видоизменили это слово, чтобы отличаться в поисковиках.
Изначально самым сильным и постоянным информационным партнёром было информационное агентство InterMedia. Пожалуй, это самый постоянный наш партнёр. Руководители агентства были спикерами на всех наших конференциях. Много лет мы плодотворно сотрудничали с музыкальной выставкой Musikmesse, которая сначала проходила в Санкт-Петербурге, а после переехала в Москву. Также нас поддерживают билетные операторы и страховые компании.
Со временем команда стала довольно быстро обновляться. Как это часто бывает в шоу-бизнесе, под проект, под конкретную задачу набиралось какое-то количество людей, и потом они чаще всего шли работать дальше, в другие проекты музыкальной индустрии. Постоянная команда, по сути, появилась только с прошлого года, когда мы стали увереннее стоять на ногах. В финансовом плане.
Нас поддерживают компании, которые заинтересованы в развитии рынка. Это билетные операторы, страховые компании, безопасники, крупные концертные агентства. Конечно, мы пытаемся идти на контакт и с государственными ведомствами, но они просто ещё не в курсе, что они должны нас поддерживать! :) Как это происходит во всем мире. К примеру, Tallinn Music Week открывает лично президент Эстонии. Для сравнения — в 2015 году Комитет по культуре СПб дал нам бесплатную наружную рекламу. И это всё, что мы когда-либо получали от государства. Со своей стороны, мы постоянно приглашаем на форум специалистов из государственных учреждений культуры, разумеется бесплатно. Из 530 учреждений культуры Санкт-Петербурга, например, к нам на мероприятие приходит всего около 8–10 человек. Это грустно, конечно, но мы продолжаем над этим работать!
До 2013-го мероприятие не было коммерческим, вход был бесплатным. Потом у нас появился первый спонсор — билетный оператор. С 2014 года мы начали активно работать в сегменте b2b — количество компаний стало с каждым годом расти.
Я недоволен. Потому что многое можно сделать эффективнее и лучше, привлечь больше компаний и глобальных спонсоров. В прошлом году нас стали поддерживать Adidas, Cadillac, Jägermeister. Это уже какой-то результат. Но очень многое ещё предстоит сделать.
Когда я пойму, что сделано всё, что можно, и буду доволен проектом, то займусь чем-то ещё!
Цели первого уровня — это новые проекты, новые контракты. Мы стараемся отследить, кто с кем познакомился, кто с кем о чём договорился и кто какой новый проект после конференции начал. Есть и другие цели: рост рынка в целом, создание более открытой профессиональной среды, в конце концов — вдохновение для участников индустрии.
Идея фестивальной составляющей Colisium проста. Днём у нас деловая программа, а по вечерам мы делаем шоу-кейс-фестиваль — музыкальную программу в клубах. Она функциональна: музыканты приезжают и выступают для того, чтобы их увидели организаторы мероприятий. Это лучшая возможность заявить о себе организаторам крупных фестивалей и концертных туров, арт-директорам клубов.
Во всём мире при каждой конференции есть шоу-кейс-фестиваль — это витрина. После обсуждения бизнес-составляющей наши гости разъезжаются по клубам. Там кто хочет пить пиво — пьёт пиво, а кто хочет найти артиста — ищет артиста. Для всех найдётся занятие по душе! :)
Ну, прежде всего, они нам не конкуренты — мы годами развиваем сотрудничество между мировыми музыкальными конференциями, образуя единое мировое профессиональное сообщество. А из наших особенностей — исторически сложилось так, что самого контента конференции у нас в разы больше. И дискуссионных панелей тоже. Если на Tallinn Music Week проходит за день три-четыре дискуссии в каждом зале, это 20–30 дискуссионных панелей за всю неделю, то у нас их проводится около 100. А спикеров у нас больше 250. Всё потому, что мы стараемся затрагивать все темы, которые значимы для участников рынка. А это огромный список: и авторское право, и безопасность, и продюсирование, и выстраивание туров, и билетные технологии, и ещё много-много чего.
Двенадцать стран. К нам приезжают со всего мира: вся Прибалтика, Северная и Восточная Европа, Азия, Новая Зеландия и регионы России, конечно.
С 2014 года мы проводим выездные конференции в Минске, Киеве, Алма-Ате, Красноярске, Сочи. Как видите, работы очень много.
Это комплекс навыков и знаний.
Музыкант — это продукт, мы рассматриваем его с точки зрения рынка. Это тот, кто создаёт интересную музыку, а не просто владеет инструментом. Тот, кто имеет уникальный образ и свою аудиторию. Одним словом — это профессиональное промо и сильный продукт.
Мы знаем около десяти. И в своих кругах они становятся всё более известны.
Но думаю, есть и накопительный эффект: те, кто принял участие год назад, а сейчас получил какие-то интересные предложения, а нам об этом ничего не известно. Мы работаем на очень долгую перспективу.
Больше всего люблю сталкиваться с ситуациями, к которым не готов, и находить решения. Это такой своеобразный способ познания самого себя. Из серии «Вот это да! Оказывается, ещё и вот это могу». О нелюбимом: в процессе организации есть разные обязательные бизнес-составляющие. Например, я сам работаю с договорами. Но бумажная работа — это совершенно не моё. Отдаю должное — коллеги это видят и активно помогают.
Первое, что было важно, когда мы начинали, — ни с кем не конкурировать и быть в доверительных отношениях. Второе — нужен огромный кругозор и коммуникабельность 82-го уровня. И конечно же, важно знать текущие тенденции и то, какие шестерёнки за что цепляются.
Надеюсь.
Элементарно.
Любимые женщины. А теперь ещё и сын.
Хочу взять ещё одну вершину. Сделать ещё больше. Каждый новый проект должен быть лучше предыдущего. Если это не так, его не стоит делать. Это путь к успеху.