Хотят как лучше. 5 главных ошибок при организации интеллектуального турнира

  • Кирилл Радченко

    Арт-директор интеллектуального клуба «60 секунд»

    20 февраля 2017 г.

На первый взгляд кажется, что игра в «вопросы и ответы» буквально так и происходит - ведущий читает какой-то вопрос, люди в зале напрягают мозг в попытках угадать ответ. В действительности же вопрос не «какой-то», а вполне себе небольшое произведение искусства. В нем зашифрована вся информация, которой достаточно для выхода на правильный ответ. А участники при должном инструктаже от ведущего не угадывают ответы, а «раскручивают» вопрос. Впрочем, это уже специфика формата.


Именно ее заказчики нередко недооценивают или просто не знают, как результат - неверно принятые решения во время подготовки к мероприятию. Еще хуже - смазанные эмоции участников и разочарование в «интеллектуальных» форматах в целом. Чтобы получилось как минимум «неплохо», хочу посоветовать организаторам избегать самых распространенных ошибок при организации «умных» программ на корпоративном мероприятии.


 

#1. «Мы подготовили номера» и прочая самодеятельность перед интеллектуальным турниром.

Особая форма тимбилдинга - блок с условным названием «самодеятельность». В одном зале собираются люди из разных городов или даже стран, и начинают self-made-шоу. Тимбилдинговая составляющая тут одна - люди готовятся к корпоративному мероприятию заранее. Но в большинстве случаев хромает исполнение, и самая интересная идея превращается в отменный балаган. Конферансье, говорящий мимо микрофона, сценки с «оригинальным» и специфическим юмором, зажатые сотрудники в роли бог-знает-кого и хитрый сценарий - все это вынуждает людей в зале напрягать слух и взгляд. Проще говоря, блок самодеятельности в большинстве случаев - крайне утомительное занятие.

 

Разместить «интеллектуальный блок» после самодеятельности - ошибка. На лицах участников уже через две минуты читается незамысловатая эмоция «Шта?», ведущий пытается спасти вечер. Но в 3 случаях из 5 это бесполезно. Играть с уставшими людьми в "Что? Где? Когда?» на корпоративном мероприятии  - занятие бесперспективное. Если только это не короткий 15-минутный завершающий блок всего ивента. Вывод прост: активность «для работы головой» в сценарии лучше разместить раньше, чем блок с физическими нагрузками или развлекательную шоу-программу.


 

#2. «Пусть наш ведущий тоже поучаствует» или как благие намерения могут навредить задумке

Вы нашли классного ведущего для своего мероприятия - настолько классного, что хочется заполнить им всю программу, задействовать во всех паузах и блоках сценария. В случае с интеллектуальным турниром это не всегда идет на пользу процессу. Обычно на интеллектуальный турнир мы привлекаем дополнительного ведущего, который знает особенности своей программы «от и до», и в дополнительной поддержке не нуждается. Наоборот, ведущий всего мероприятия может помешать процессу, например, если любит шутить напропалую или же считает, что посыл «да не парьтесь, ребята, скоро все это закончится» раскрепостит участников.

 

Во-первых, в 95% случаев ведущие «мероприятий широкого профиля» просто не разбираются в тонкостях игрового контента. Если это формат "Что? Где? Когда?» - то в вопросах, если это другие механики интеллектуальных турниров - то в способах «раскрутки» задания. Учитывая это, можно не просто «неудачно пошутить», а вовсе испортить задание - таких вариантов не меньше десятка. Мы не говорим  о том, что два ведущих на игре - это плохо. Просто задаем вопрос - а для чего вам это? Во-вторых, никому не станет хуже, если ваш основной ведущий просто отдохнет во время интеллектуального турнира.


 

#3. «Мы сами напишем вопросы». Чего не должен уметь заказчик интеллектуального турнира

Желание заказчика предоставить свой игровой контент вполне понятно. Тут и стремление сохранить тематический вектор своего мероприятия, и творческая самореализация (куда без нее), и банальное желание сэкономить бюджет. На практике же получается наоборот - задача редакторов усложняется, вопросы совсем не соответствуют требованиям, а участники турнира, по версии заказчика, вынуждены выкручиваться из неловкой ситуации. Хорошие вопросы интеллектуального турнира - такие, которые могут «раскрутить» все участники мероприятия. Ключевое слово здесь - «раскрутить», то есть увидеть связь между реалиями вопроса и выстроить логическую цепочку, которая приведет к правильной версии. Заказчик не должен уметь писать такие «специальные» вопросы, это целиком и полностью задача подрядчика на интеллектуальный турнир. Конечно, если речь не идет о тестировании сотрудников на знание конкретных фактов.

 

Как правило, предлагаемые заказчиком вопросы нуждаются в тотальной доработке. Мы же, когда оказываемся в такой ситуации, стараемся честно сказать, что предлагаемый контент - шлак, и его надо сильно «шлифовать». Но еще лучше - если заказчик доверится нашему опыту и в игровую составляющую не будет влезать очень глубоко. К тому же, составить тематические подборки для конкретного мероприятия - занятие куда более простое, чем написание вопросов «с нуля». А участники турнира не заметят разницы.


 

#4. «Нам попроще» и наоборот. Неверная оценка потенциала участников игры

О, как же часто мы сталкиваемся с просьбой заказчика относительно уровня сложности турнира: «сделайте нам попроще, у нас не совсем интеллектуальная компания». О, как же это ошибочно!  Мы хорошо понимаем природу такой просьбы: все же понятие «интеллектуальный турнир» ассоциируется больше со знатоками в смокингах, за минуту находящими ответы на сложные вопросы. А в действительности интеллектуальный турнир - это весело, живо, с командными кричалками и «дай пять!». Люди, решаясь на проведение «умной игры», боятся выглядеть глупыми. И это тоже вполне естественно.

 

Опытный организатор «интеллектуалки» призван не только успокоить заказчика, но и доказать, что играть и выигрывать в таких турнирах может практически любой сотрудник. Из практики: наша задача на корпоративных турнирах выражена простой формулой: победитель должен дать максимум 2/3 правильных ответов, при этом «аутсайдер» не должен уйти минимум, чем с 1/3 правильных ответов. Учитывая тайминг блока, на деле получается весьма плотная турнирная таблица, не лишенная интриги и борьбы за призовые места. И еще: опытный подрядчик как бы дирижирует игрой, управляя уровнем сложности вопросов специально для достижения описанного выше результата.

 

Мне нравится, когда на этапе согласования заказчик говорит «у нас не самая интеллектуальная компания», а при подведении итога мы видим, что большинство участников справилось более чем с половиной заданий.


 

#5. «А волчок привезете?» и другие заблуждения о реквизите

Хитрость формата интеллектуальной вечеринки в том, что вам для интересного мероприятия вам совсем не нужны реквизиты, которые можно увидеть в разного рода телепередачах. Связано это с тем, что телевизионный формат игр рассчитан на участие небольшого количества людей, в то время как на вашем мероприятии их собирается несколько десятков. Измененная соответствующим образом механика игр вынуждает отказаться от некоторых привлекательных штук. Точнее, не вынуждает - просто делает наличие реквизита «как в телевизоре» бессмысленным. Ну, например, волчок из "Что? Где? Когда?» не имеет смысла использовать на играх с 10 командами-участниками. Или пульты и опция «Подсказка зала» для механики «Кто хочет стать миллионером». К числу необязательных элементов игры можно также отнести гонг, конверты и разнообразную специфическую мебель.

 

Однако если речь идет об «элитарных» программах для топ-персонала, то все это будет иметь место в игровой механике. Правда, и сама механика кардинально изменится - и здесь речь уже идет о совсем другой программе тимбилдинга.

Поделиться

comments powered by Disqus